О проекте Авиация Радио Подводные лодки Газы Бронетехника
Бронепоезда Пулеметы и личное оружие Шифры Информационная война Артиллерия Ссылки

Найти: на:
Answer Questions

Информационная война

“Именно тогда было обнаружено, что тотальную войну можно вести атакуя не только лишь тела, но и души, разум людей”, - отмечал впоследствии один из американских экспертов по пропаганде.

В самом начале войны правительства воюющих стран, за исключением Германии, пришли к выводу о необходимости создания специальных органов для оказания информационно-психологического воздействия (ИПВ) на войска и население противника, а также для воздействия на общественное мнение в нейтральных странах. С этого момента подобные органы имеются во всех крупных армиях мира.

В годы первой мировой войны ИПВ оказывалось путем ведения печатной пропаганды. Основными видами материалов печатной пропаганды являлись: листовки, брошюры, письма военнопленных, открытки, плакаты, фальшивые продовольственные карточки и др. Распространялись эти материалы с помощью авиации и воздушных шаров. Один воздушный шар использовался для доставки 2 кг печатных материалов (от 500 до 1000 экземпляров листовок). Дальность полета регулировалась с помощью длины бикфордова шнура, который зажигался при запуске.

Успех листовок зависел в первую очередь от их содержания. Листовки с неприемлемыми призывами, пренебрежительными текстами или клеветой на уважаемых людей были обречены на неудачу. Солдат на фронте ожидал, что листовки помогут ему, облегчат его участь. Поэтому успехом пользовались листовки, содержащие полезную и интересную информацию. Например, об обстановке на фронте, судьбе сослуживцев, условиях заключения мира, послевоенном переустройстве, а также различные веселые истории, анекдоты и сплетни. Особой популярностью у солдат пользовались иллюстрированные листовки.

Впервые противоборствующие стороны прибегли к изданию маскировочных печатных материалов, т. е. материалов, авторство которых приписывается противнику. В сентябре 1918 года англичане приступили к изданию маскировочных немецких окопных газет. Рядом с заголовком в газетах помещался портрет кайзера, а также проставлялась цена - 10 пфеннигов. Газеты выходили тиражом 250-500 тыс. экземпляров еженедельно.

Всего за годы войны над немецкими позициями и в тылу французы распространили 29 млн. экземпляров листовок, т. е. примерно по 750 тыс. в месяц, англичане распространяли до 1 млн. экземпляров листовок в сутки. К августу 1918 года обработка союзниками немецких военнослужащих достигла такой интенсивности, что на участке фронта в 150 км ежедневно сбрасывалось по 100 тыс. листовок.

Помимо печатной пропаганды на фронтовых позициях использовались репродукторы-громкоговорители, т. е. были предприняты попытки ведения устного вещания, но лишь в качестве первого опыта.

Сразу после окончания первой мировой войны в западных странах проявили повышенный интерес к ее политическому опыту. Были написаны десятки исследований, созданы специальные кафедры во многих университетах, которые приступили к подготовке квалифицированных специалистов. Обобщенный опыт и накопленные теоретические познания в области военной пропаганды на Западе были объединены в единую теорию, которую немецкий ученый Фуллер в 1921 году назвал теорией психологической войны.

Военные теоретики почти единодушно признали, что пропаганда является составной частью военного искусства. Выражая их точку зрения, один из специалистов психологической войны англичанин П. Г. Уорбертон писал следующее: “В современное время основной задачей в войне является не уничтожение вооруженных сил противника, как это было раньше, а подрыв морального состояния населения вражеской страны в целом и до такого уровня, чтобы оно заставило свое правительство пойти на мир. Вооруженное столкновение армий - это лишь одно из средств к достижению этой же цели”.

В начало

Британия

В 1914 году при министерстве иностранных дел Англии было создано бюро военной пропаганды, позднее управление военной информации, которое в дальнейшем было преобразовано в министерство информации. Министерство осуществляло пропаганду среди военнослужащих и населения зарубежных стран.

В 1918 году в Англии были изобретены и испытаны агитснаряд, агитмина, ручная и винтовочная агитгранаты. Однако они не получили практического применения по экономическим соображениям.

Первой серией листовок в ходе первой мировой войны явились письма немецких военнопленных, находящихся в английских лагерях, своим родственникам. Военнопленные, как правило, использовали возможность, предоставленную администрацией лагеря, чтобы сообщить родственникам о том, что они живы.

При отборе писем предпочтение отдавалось письмам рядовых солдат, сообщавших о хорошем обращении в плену, тем более, что существовали специальные “показательные” лагеря, отличавшиеся неплохими бытовыми условиями. Не принимались во внимания письма, содержащие преувеличения, критику против кайзера и других уважаемых в Германии лиц.

Благодаря изобретению в Англии офсетной печати копии писем военнопленных готовились очень тщательно, даже цвет чернил в них соответствовал оригиналу. Зачастую немецкие солдаты принимали эти листовки за оригиналы писем и пересылали их по почте родственникам пленного.

В ряде случаев англичане распространяли среди немецких солдат запрещенную в Германии литературу: письма К. Либкнехта, газеты социалистического толка и др.

В начало

Франция

В августе 1915 года при 2-м отделе генерального штаба министерства обороны Франции был создан отдел службы военной пропаганды, задачей которого являлось воздействие на противника с помощью листовок. В каждой французской армии имелся самолет для распространения печатных материалов ИПВ.

В начало

США

В 1917 году в ведение психологической войны включились и США, создав при разведотделе штаба экспедиционных войск так называемую психологическую секцию.

При оказания ИПВ на войска противника американцы вновь отличились прагматизмом. Так, они эксплуатировали тему голода в немецкой армии. В листовке американских экспедиционных войск, выполненной в форме немецкой полевой почтовой открытки, говорилось: “Подними эту открытку, напиши на ней адрес своей семьи. Если ты попадешь в плен к американцам, то передай эту открытку первому офицеру, который проводит допрос. Он обязан отправить ее твоим родным”. Далее следовал текст: “Я нахожусь в плену, легко (тяжело) ранен (не ранен). Не беспокойтесь обо мне. Для меня война закончилась. Нас хорошо кормят: дают говядину, белый хлеб, картофель, бобы и горох, сливки, кофе, молоко, масло, табак и т. п. (ненужное зачеркни)”.

В начало

Россия/Италия

Россия, Италия и другие страны в той или иной мере пытались оказывать ИПВ на войска и население противника, но влияние этого воздействия значительно уступало английскому и французскому.

В годы первой мировой войны начали применяться листовки с дублированием текста на нескольких языках. Подобные листовки выпускались итальянцами на австро-венгерские войска, имевшие многонациональный состав.

В начало

Германия

В Германии до августа 1918 года было запрещено заниматься изданием и распространением листовок, поскольку это, по мнению руководства страны, противоречило правилам ведения войны. Из материалов информационно-психологического воздействия разрешалась лишь издаваемая на французском языке для населения оккупированных районов газета “Газетте дес Арденнес”, которая с помощью воздушных шаров распространялась и за линией фронта.

Когда же запрет был снят и Германия приступила к массовому изданию листовок на американские, английские и французские войска, то время было упущено и добиться сколько-нибудь ощутимых результатов до конца войны ей так и не удалось.

После окончания войны немецкие военачальники неоднократно заявляли, что Германия потерпела поражение не на поле боя, что “ее армия никогда не была разбита”, а исход был предрешен тем, что рухнул тыл, поскольку “чужеродные и радикальные элементы стали легко добычей иностранной пропаганды”.

В начало

Сайт создан в системе uCoz